Самообман в руках

Не так давно на одном из литературных сайтов я стал участником интересной дискуссии. Началось с того, что некий сетевой автор подписал договор с неким «канадским издательством».

Поясню, если кто не в курсе.

Любой начинающий и сетевой автор страстно желает однажды взять в руки бумажную книгу с собственной фамилией на обложке. Но… нормальные бумажные издательства, которые не только издают книги, но ещё распространяют их по книжным магазинам и даже платят авторам гонорары, берут далеко не всех.

Если есть спрос, то предложение найдётся. В Интернете активно рекламируются другого рода издательства, которые сами активно ищут авторов и предлагают им издать их произведения вроде как бесплатно. С юридической точки зрения так оно и есть. С автором заключают договор, присваивают его книге ISBN и выкладывают её в электронном магазине с возможностью POD (печать по требованию). Издательство вперёд не просит ни копейки, только процент с будущих продаж.

Вроде как действительно бесплатно. На руках у автора договор, а в электронном магазине выложена его книга с его фамилией на обложке. На радостях автор покупает собственную книгу, часто по несусветной цене от 10 баксов и выше. Я лично видел книги по 80 евро. Вот тут-то собака и зарыта.

Очень скоро автор понимает, что никто, кроме него самого, его книгу покупать не будет. А хитрому «канадскому издательству» больше и не надо. Оно уже продало один единственный экземпляр самому автору и на этом заработало. Да и какой нормальный человек выложит 10 баксов, не говоря уже о 80, за книгу никому не известного автора, если в любом книжном магазине лукьяненки и маринины лежат пачками всего за 2 – 3 бакса.

Так вот. Автор, инициатор дискуссии, недавно заключит договор с одним таким издательством из Канады. Как не сложно догадаться, очень скоро он купил свою же книгу за 15 долларов. Всё бы ничего, только автора обуяли сомнения и он решил спросить мнение общественности.

Как и следовало ожидать, общественность разделились на два лагеря: одни активно одобрили поступок автора, другие, мягко говоря, выразили сомнения в его умственных способностях. То есть, выступили категорически против. Что самое интересное, первую группу составляют в основном те, кто сам в своё время подписал договор с «канадским издательством». Авторы из другой группы из принципа ничего подобного не делали, даже если в активе нет ни одной изданной в нормальном издательстве книги.

Я почитал ленту комментариев. Особенно поразили аргументы сторонников. Господи! Неужели те, кто «издаются» в «канадских издательствах» не понимают простую вещь – в конечном итоге у каждого из них в руках оказывается не книга, а самообман. И вот почему.

Начну издалека, из другой области.

Бумажная банкнота достоинством в пять тысяч рублей обладает двоякой ценностью: физической и символьной.

От самой цветной бумажки с цифрой пять и тремя нулями проку мало. Как украшение – так себе, не поймут, не оценят. Заклеить дырку на обоях, так бумага слишком плотная. В общем, мне сложно придумать, как с пользой можно использовать цветную бумажку с цифрой пять и тремя нулями. Другое дело символьная ценность.

На пять тысяч рублей много чего можно купить: десятки батонов или пакетов молока, до хрена килограмм шоколадных конфет или ящик водки. Ботинки, дамскую сумочку, велосипед, недорогой телевизор или бэушный ноутбук.

Как не сложно догадаться, физическая ценность банкноты никого не интересуют. Другое дело символическая в пять тысяч рублей. Аналогичная ситуация с книгой, которую счастливый автор держит в своих руках.

Собственная книга автору как такая не нужна. Он не просто знает её назубок. Он написал её, знает о содержании гораздо больше, чем любой другой читатель. Нет.

Собственную книгу «Бунт на Свалке» я купил не для того, чтобы узнать фантастическую историю бунта на далёкой планете. Новенький бумажный томик с запахом типографской краски имеет для меня в первую очередь символическую ценность.

Книга в руках значит, что я чего-то стою, что не совсем пропащий графоман. Да и как может быть иначе, если реальный издатель вложил в мою книгу реальные деньги. Причём именно вложил с надеждой вернуть их обратно с процентами, а не пожертвовал мне по доброте душевной. Изданная в нормальном издательстве книга как печать на лбу: «Писатель. Проверено». Впрочем, на эту тему я уже писал в статье «Разница между изданными и не изданными». Повторять не имеет смысла.

А что же жаждет сетевой автор, когда подписывает договор с «канадским издательством»? Прочитать книгу, которую сам же написал? Конечно нет!

Как и автора, которого издали, сетевого писателя в первую очередь интересует символьная ценность бумажной книги. Он жаждет узреть в ней успех, признание, подтверждение, что он не совсем пропащий графоман, а что-то может, на что-то годится. Только это не так.

Из коллег по «перу» изданного в «канадском издательстве» поддержат только такие же как и он сам. Остальные будут смеяться и по-прежнему считать его ни разу не изданным графоманом. Ладно бы воротили носы только те, кто издался в нормальном бумажном издательстве. Так ведь нет. В лагере насмешников большую часть составляю те, у кого дома на полочке до сих пор нет ни одного бумажного томика с собственной фамилией на обложке.

Читатели? Тоже не вариант. Серьёзные читатели прекрасно знают разницу между нормальным бумажным издательством и «канадским». И они по-прежнему будут считать такого автора ни разу не изданным графоманом. Даже хуже: к определению «графоман» добавится ещё одно слово – «озабоченный».

Не стоит питать надежд на скорый крах нормальных бумажных издательств. Да, пока именно они определяют кто автор, а кто графоман. С крахом бумажных издательств на первый план выйдут другие достижения и среди них не будет бумажного томика от «канадского издательства». Нет, быстрей всего рулить будет количество проданных экземпляров. У кого, к примеру, продано больше десяти тысяч, тот писатель. У кого меньше пяти – графоман.

Уважаемые сетевые авторы. Ну не введитесь вы на рекламные посулы «канадских издательств». Не надо. Бумажный томик от подобного издательства в ваших руках на самом деле будет физическим воплощением вашего самообмана, вашей величайшей глупости. Если вы готовы вкладывать в собственное творчество деньги, то не дарите их «канадским издательствам», а вкладываете их в себя: в саморекламу и самопродвижение. Или, ещё лучше, в собственное обучение.

В будущем, если одна из ваших книг всё же будет издана нормальным бумажным издательством, вам не придётся позорно прятать сам факт сотрудничества с «канадским издательством». А если по глупости вы уступили ему ваши авторские права на вечно, то ещё и судиться. Оно того не стоит.

 

Волков Олег.

26.10.2017 / Издательства., Литературное мастерство. / Теги:
Похожие записи

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рубрики
Календарь.
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Последние комментарии.