О грамотности или… Задолбало!

О чём речь.

Задолбало! Самым откровенным образом задолбало.

Вот уже больше двух лет я веду авторский сайт и личный блог в «Живом журнале». Среди комментариев на мои статьи регулярно появляются вполне справедливые замечания о большом количестве орфографических и грамматических ошибок в моих текстах. Да, пишу я безграмотно.

Увы! При чтении я совершенно не замечаю ни своих, ни чужих ошибок. Слова и буквы пролетают мимо сознания, сразу схватываю суть текста. А как там написано, правильно или нет, не обращаю внимания вовсе. Средств на личного корректора у меня нет и в обозримом будущем не предвидится.

Особо умные комментаторы советуют воспользоваться функцией проверки правописания в Word. Как будто за двадцать лет работы с этим текстовым редактором подобная мысль не приходила ко мне в голову ни разу. Уверяю вас: приходила, да ещё как. На эту тему даже статью написал. Тем более функция проверки включена по умолчанию.

Задолбало!

Задолбало каждый раз писать подробное и обстоятельное объяснение почему оно так получается и доказывать, что я не верблюд. Хватит! Моё терпение лопнуло. Напишу статью, выложу её на своих сайтах и впредь в ответ на комментарии блюстителей грамотности буду давать ссылку на эту статью.

Собственно, это статья и есть объяснение, почему я пишу безграмотно и почему нет надежды, что когда-нибудь научусь писать хоть чуток более грамотно. Начну с предыстории.

Родом из детства.

Все мы родом из детства. Наверно, действительно в раннем возрасте закладываются основы грамотности. Мне в этом плане точно не повезло.

Не знаю как, не ведаю почему, врать не буду. По неизвестным мне причинам буквально с первого класса у меня не сложились добрые отношения с русским языком. Этот предмет всегда был для меня самым тяжёлым, даже тяжелее иностранного языка. До пятого класса ни одного диктанта я не написал хотя бы на троечку.

Оставлять меня на второй год не имело смысла, ибо по другим предметам я вполне реально успевал. Математику так вообще знал на твёрдые четвёрки. Пусть круглым отличником никогда не был, но и без меня у преподавателей хватало поводов для головной боли. Вот и ставили мне учителя итоговые трояки и переводили из класса в класс.

Правда, сколько верёвочке не виться, а конец настал. В шестом классе мне выпал экзамен аккурат по русскому языку, который я доблестно завалил и… остался таки на второй год. Но и в более старших классах хилая тройка оставалась потолком моих возможностей по русскому языку.

Что интересно там же, в школе, у меня впервые проявились задатки к литературному творчеству. Моей типичной оценкой за сочинение было 4/2. Четыре за содержание, два, как не сложно догадаться, за грамотность.

С окончанием школы мои проблемы с русским языком не закончились, а распустились как роза в мае. По возвращению из армии я решил поступить в институт. Но, вот засада, один из вступительных экзаменов – русский язык.

Тогда-то я впервые серьёзно взялся за собственную грамотность. На полке над моим рабочим столом до сих пор стоят «Орфографический словарь», «Словарь грамматических трудностей русского языка», «Справочник по русскому языку» и незабвенный «Справочник по правописанию и литературной правке» Дитмара Розенталя. Ещё книги четыре я благополучно снёс («Реквием по бумажным книгам».) в городскую библиотеку.

В общей сложности я поступал пять раз. Из них четыре раза завалил… русский язык. В пятый и последний раз написал таки вожделенный диктант на… 47 баллов. В переводе на пятибалльную школьную систему, на два с плюсом.

Сколько лет прошло, а до сих пор обидно, втройне обидно. Вступительный экзамен по русскому языку был единственной проверкой моей грамотности. Мои конспекты кроме меня больше никто не читал, а рефераты, курсовики и прочие письменные работы преподаватели если и отклоняли, то не из-за орфографических ошибок. На них-то как раз не обращали внимания вовсе.

Да, согласен: умный человек в состоянии выучить нормы и правила родного языка. Кем, кем, а дураком себя не считаю. Благо щи хлебаю не лаптем, а ложкой и даже знаю, чем правая рука отличается от левой.

Я вполне могу выучить правила и нормы русского языка. Если обложиться книгами, учебниками, справочникам, переписать под диктовку разок другой «Войну и мир» Толстого, то вполне реально поднять собственную грамотность до вполне приемлемого уровня. Вопрос в другом – а оно того стоит?

А оно того стоит?

В моём багаже знаний большой и очень печальный опыт.

Чтобы поступить в институт, я засел за русский язык самым серьёзным образом. Уже не школьник, которого учёба интересует лишь бы родители отстали. Уже взрослый человек, который точно знает, что хочет и как этого добиться.

На основной работе я доблестно корпел над учебниками, взял в библиотеке специальный сборник упражнений для поступающих в ВУЗ, исписал несколько общих тетрадей. Дома супруга диктовала мне произведения русских классиков. До сих пор помню «Вечера на хуторе близь Диканьки» чуть ли не наизусть.

А что в итоге? Четыре раза всё равно завалил экзамен по русскому языку и лишь на пятый написал таки диктант на два с плюсом. Занавес. Тишина.

Несколько позже, кода я уже серьёзно взялся за литературное творчество, на меня наконец снизошло откровение – оно того не стоит.

Для того, чтобы писать худо-бедно грамотно, мне придётся потратить уйму времени и сил на самообучение. Но и после проблемы с ошибками никуда не денутся. На то, чтобы поддерживать грамотность своих произведений и статей на должном уровне мне по-прежнему придётся тратить уйму времени и сил. А оно мне надо?

Нет, не надо. Не стоит оно того. Лучше я потрачу это время и эти силы на создание новых книг и статей. В конечном итоге судить меня будут не по количеству ошибок на погонную страницу, а по содержанию.

Активное самообучение я свернул по ещё одной причине.

Циничная выгода.

Как ни странно, низкая грамотность имеет свои плюсы и выгоды.

Вот уже двадцать лет я пользуюсь Интернетом. За эти годы мне ни разу не попался ни один комментарий, в котором хвалили бы автора статьи или книги за безупречную грамотность. Увы! Безупречную грамотность никто не замечает и никто не ценит. А безграмотность замечают и оценивают, то есть, оставляют комментарии.

Любой комментарий, даже самый грязный и нецензурный, играет на руку автору стать или книги. Поисковые машины учитывают количество комментариев и совершенно не умеют оценивать их качество. Пиар, иначе говоря. Статья или книга с огромным количеством комментариев привлечёт гораздо больше читателей, чем без оных. Качество самих замечаний болтается где-то там на заднем плане.

Писатель обязан!

То и дело в ответ на свои объяснения я слышу возражения типа: «Писатель обязан писать правильно, иначе он никакой не писатель». Самое смешное, я разделяю это мнение. Проблема в другом.

В любой нормальной редакции, что книг, что журналов, существует должность штатного или внештатного корректора. Все без исключения материалы и рукописи проходят через руки профессионала, чья прямая обязанность как раз и заключается в поиске и устранении грамматических и орфографических ошибок.

А почему, собственно, издательства разоряются на корректоров? Ответ прост – редкий писатель безукоризненно владеет русским языком. Только у кого-то ошибки нужно ещё поискать, а у кого-то, у меня, например, бросаются в глаза.

Увы! Литературный талант и грамотность очень плохо коррелируются между собой. Если редакторы будут требовать безукоризненно грамотные тексты, то издавать и печатать будет некого. Вот и сидят в издательствах корректоры, которые устраняют за гениальными авторами глупые ошибки.

А писатель всё равно обязан. Обязан. Согласен. Только не в первую очередь.

Мой ответ «Чемберлену».

То, что было написано выше, объяснение моей безграмотности и почему я практически перестал с ней бороться. Теперь самое время моего ответа для особо въедливых комментаторов, блюстителей и ревнителей правил русского языка.

Уважаемые комментаторы, если для вас в первую очередь важна грамотность, а не содержание – ради бога! В Интернете полно авторов и блоггеров, которые пишут гораздо грамотней меня. Читайте их, берегите свои нервы.

Есть такое понятие как репутация. Я ни от кого не прячусь, не шифруюсь. Все свои книги и статьи подписываю своим настоящим именем. Если увидели в авторах Волкова Олега, то есть меня, проходите мимо. Ваши замечания о моей грамотности – что мёртвому припарка. Не помогут, проверено.

Ну а если вас всё же в первую очередь интересует содержание – совсем другое дело! Я всегда рад пообсуждать и поспорить. Если тема особо интересная или актуальная, то и поругаться не грех.

Заключение.

Чтобы на меня не вешали мёртвых собак, чтобы на корню пресечь кривотолки, специально и особо подчёркиваю: я не призываю игнорировать правила русского языка. Наоборот!

Правила для того и пишут, чтобы их соблюдать. Иначе воцарится анархия, великий и могучий русский язык, а так же, и особенно, его письменное проявление, превратится в зловонную кучу гнилой картошки. Не то что иностранцы, мы друг друга перестанем понимать.

По мере сил и возможностей я стараюсь писать правильно. Word находит откровенные ошибки. Последнюю редакцию всех без исключения материалов я посвящаю поиску и устранению грамматических и орфографических ошибок, заодно расставляю букву «Ё». Один хрен не получается!

Пишите грамотно.

 

Волков Олег.

27.10.2017 / Мысли вслух. / Теги:
Похожие записи

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рубрики
Календарь.
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Последние комментарии.