Классическая компоновка сюжета

О чём речь?

В своих статьях по литературному творчеству я обычно стараюсь не пересказывать содержание «толстых пособий» от признанных мастеров слова. По возможности затрагиваю только те вопросы литературного ремесла, которые либо очень плохо освещены в различных статьях и пособиях, либо не упоминаются вовсе.

Так я долго не хотел писать о классической компоновке сюжета (стазис, завязка, кульминация и прочее). Однако мне то и дело попадаются книги сетевых авторов, которые не имеют о ней ни малейшего понятия. Частично это легко объяснить: редко кто из новичков начинает с теории и практических упражнений, обычно сразу хватаются за «перо». А зря, между прочим. В результате начинающие авторы пишут по наитию и горбят по-крупному. Особенно обидно за тех сетевых авторов, которые уже порадовали книг парой-тройкой пухлых романов, но так и не удосужились выяснить, а чем же фабула отличается от сюжета.

В этой статье я опишу классическую компоновку сюжета и её базовые элементы. Заодно поясню, зачем она вообще нужна. Понимаю: по-крупному счёту изобретаю велосипед и открываю Америку. Так пусть эта статья всё же будет хотя бы в качестве краткого пособия, да и для ссылки, если кому опять вдруг придётся объяснять классическую компоновку.

На мой взгляд, наиболее хорошо, подробно и качественно классическую компоновку сюжета описал Найджел Воттс в своей замечательной книге «Как написать повесть». Так что если кого интересуют подробности обращайтесь к нему.

Классическая компоновка сюжета.

Единой унифицированной и общепринятой компоновки сюжета не существует. Разные авторы выделяют разное количество базовых элементов и называют их по разному. Мне лично довелось познакомиться с тремя-четырьмя схемами. Тем не менее суть одна. В этой статье я выложу свою собственную, надеюсь, не слишком замысловатую и сложную. И так…

Классическая компоновка сюжета состоит из семи базовых элементов: стазис (начальное состояние), завязка, трудности, решающий выбор, кульминация, поворот и развязка. Для удобства и зрительного восприятия её часто изображают в виде дуги.

Стазис, или начальное состояние.

В классическом варианте художественное произведение начинается с описания начального состояния, которое предшествует завязке и всем дальнейшим событиям. Так автор знакомит читателя с главным героем, показывает его образ жизни, взгляды, привычки, взаимоотношения с окружающими и многое другое. Часто в стазисе описывается один день главного героя, либо некое типичное действие или событие в его жизни.

В девятнадцатом веке авторы очень любили расписывать, ежели не сказать растягивать, стазис на несколько страниц, а то и глав. Такой подход имеет свои плюсы. Читатель более чем основательно знакомился с главным героем и прочими персонажами, чтобы в будущем лучше и глубже оценить те перемены, которые в них произойдут.

Если, к примеру, в мирной жизни, в стазисе, главный герой был очкастым клерком, то в постапокалипсическом мире он будет смотреться более чем могучим воином и предводителем племени. Неловкий подросток, который и карандаш толком держать не умеет, в конце повествования покажется ещё более успешным художником, чьи картины уходят с мировых аукционов за миллионы долларов. И так далее.

В наше время чересчур растягивать стазис, злоупотреблять им, не стоит. Ныне другой ритм жизни, более торопливый и суматошный. Однако, на мой взгляд, вообще отказываться от стазиса тоже не стоит. Начальное состояние является той самой меркой, планкой, по сравнению с которой главный герой либо возвышается, либо деградирует.

Завязка.

Завязка – начало главных событий произведения. Та самая точка, с которой начинается повествование. Иначе говоря, тихая, мирная жизнь главного героя заканчивается, часто разбивается в дребезги и улетает в тартарары.

Например рядовой студент, ботан по жизни, утром сдал экзамен, а уже днём началась ядерная война. И вот он сидит на пепелище родного университета и думает, что делать дальше. Пока же ясно одно: перейти на четвёртый курс ему уже не светит, да и зачем теперь нужны специалисты по средневековой поэзии.

Другая очень важная задача качественной завязки – показать и обосновать главный мотив поведения главного героя. Зачем, собственно, он решил отыскать остров с закопанными сокровищами, хотя его папа и так сказочно богат. Может быть дело не в деньгах?

Сетевые авторы часто допускают одну и ту же ошибку – на полном ходу проскакивают и завязку, и мотив поведения главного героя, а то и вообще забывают хотя бы разок помянуть их. В результате основная интрига произведения не складывается. Главный герой куда-то идёт, что-то делает, как-то шевелится. А куда, зачем и как – бог его знает. Ну а если нет разницы куда идти и что делать, то какая разница?

На мой взгляд, подобные ляпы происходят по весьма банальной причине: автор заранее знает, о чём книга, что в ней произойдёт и чем она закончится. На фоне главных событий и, особенно, кульминации прорисовка завязки и мотива могут показаться мелкими и неважными. Однако читатель не экстрасенс, ему авторский замысел во всей своей полноте и грандиозности неведан. Если главная цель главного героя походя указана всего лишь одним предложением, а то и одной фразой, то велика вероятность, что читатель её элементарно не заметит.

Лично я заранее планирую сюжет так, чтобы главная цель главного героя, его мотив поведения, не просто мелькнул, а был озвучен в тексте произведения не меньше трёх раз. Обычно все три раза в первой трети, но не редко удается вписать и в середину книгу, да и в конце помянуть её лишним не будет.

Трудности.

Ни одно приключение не обходится без трудностей, без препятствий, которые мешают главному герою достигнуть конечной цели. Например, Бильбо Беггинсу из «Хоббита» пришлось пройти через горы, подземелья и леса, прежде, чем он достиг Одинокой горы.

Преодоление трудностей является основным содержанием книги. Очень важно, чтобы каждое последующее препятствие на пути главного героя было более опасным, более трудным, более непредсказуемым. Иначе говоря, градус напряжения должен постоянно возрастать, ставки расти, а враги становиться всё шире, выше и толще.

Так, если в первом раунде игры в покер главный герой поставил на кон тысячу баксов, то во втором он должен поставить две или сразу миллион. Если сделать наоборот, то эмоциональный накал перегорит, как старая лампочка.

Решающий выбор и кульминация.

Решающий выбор можно назвать последней и самой большой трудностью. Очень часто главный герой буквально прижат к стене и поставлен перед сложным выбором или моральной дилеммой: либо принять бой, либо позорно бежать; либо предать любимую и получить миллион откупных, либо не предавать и с гордым видом потерять миллион.

Последствием решающего выбора является кульминация – высшая точка эмоционального напряжения, решающая схватка добра со злом, разоблачение изощрённого преступника, крышка сундука с золотом под лопатой, конечная цель повествования. Как на свадьбе невеста должна быть самой яркой и заметной женщиной, так и кульминация в художественном произведении должна быть самой яркой и эффектной. И не просто яркой и эффектной, а по всем параметрам возвышаться над всеми трудностями. По этой причине на рисунке она показана как вершина пика.

Многие признанные мастера слова советуют начинать моделирование сюжета с кульминации. То есть, сначала представить, придумать, смоделировать точку наивысшего напряжения и уже после подстраивать под неё всё остальное. На мой взгляд, очень мудрое решение. В этом случае кульминация играет роль путеводной звезды, стрелки на компасе. Если есть конечная цель, то автору будет гораздо легче и правдоподобней подвести главного героя к самому главному событию в его жизни.

Важно отметить, что абсолютная величина трудностей и кульминации значения не имеют. Главное, чтобы кульминация была выше трудностей. Так с одинаковым успехом наивысшей эмоциональной точкой может быть как спасение из жерла огнедышащего вулкана, так и победа на веселых стартах на физкультуре в третьем классе.

Очень часто решающий выбор и кульминация совпадают. Нередко главный герой буквально в последний момент принимает решение и тут же бросается в бой, ну, либо, позорно убегает. Однако для логичности и правдоподобия повествования их всё же следует различать и разделять. Кульминация является следствием решающего выбора главного героя, результатом его эмоциональных переживаний и дум. Без хорошо проработанного решающего выбора кульминация вместо праздничного салюта превратится в дешёвую хлопушку.

Поворот и развязка.

Поворот – логическое завершение кульминации. Кто победил в решающей схватке добра со злом? Как повёл себя разоблачённый преступник? Сбежал, спокойно остался сидеть в кресле или расплакался от жалости к самому себе? Сколько именно слитков золота оказалась в выкопанном сундуке сокровищ? Поворот меняет ситуацию в другую сторону, иногда на противоположную.

Часто именно в повороте главный герой с верными соратниками празднует победу, либо получает заслуженную награду. В свою очередь главному антигерою публично отрубают голову. И так далее.

Пренебрегать поворотом, резко обрывать кульминацию, не стоит. Иначе высшая точка напряжения останется незавершенной, потеряет изрядную долю правдоподобности.

Другая очень важная функция поворота – заложить основу для продолжения. Так главный враг может выжить и сбежать с поля боя, чтобы после вернуться. Разоблаченный убийца дать обещание поквитаться с гениальным сыщиком. Золотые слитки в сундуке сокровищ могут оказаться крадеными, а бывший хозяин, оказывается, до сих пор их упорно разыскивает.

Развязка – завершение художественного произведения, постепенный спад страстей. Автор, как правило, «подбирает хвосты»: завершает побочные сюжетные линии, раскрывает последние тайны и даёт логические объяснения оставшимся странностям. Часто читателям интересно узнать, как сложилась дальнейшая судьба главных героев и прочих персонажей, зажили они долго и счастливо, либо затраченные усилия не оправдали их надежд.

От перестановки слагаемых.

[blok2]

Если опыта моделирования сюжета ещё мало, то лучше придерживаться опираться на классическую компоновку сюжета. Почему она и называется классической. Однако в мировой литературе полно примеров, когда авторы отходили от неё, тасовали базовые элементы сюжета самым причудливым образом и, тем не менее, создавали широко известные шедевры.

Секрет в том, что в любом хорошем, или хотя бы просто качественном, произведении семь описанных выше компонентов присутствуют всё равно. Другое дело, что они переставлены местами и немного видоизменены. А от перестановки слагаемых, как известно с первого класса средней школы, сумма не меняется.

Стазис, или начальное состояние, может отсутствовать вовсе. Множество хороших книг начинается прямо с завязки. Однако! Ту информацию о главном герое, которую в классическом варианте выкладывают в самом начале, автор аккуратно распределяет по всему произведению. Небольшими кусочками, отдельными абзацами и предложениями, случайными репликами и замечаниями, тем или иным образом читатель всё равно узнает, каким был главный герой ДО. Иначе невозможно будет оценить, каким он стал ПОСЛЕ.

Если отсутствует стазис, то зачастую отсутствует и завязка. Автор с ходу погружает читателя в гущу событий, когда главный герой преодолевает, или уже преодолел, первую трудность на пути к конечной цели. Однако завязка, как первопричина происходящего, всё равно присутствует. Как и со стазисом, автор убирает её в глубь текста и показывает маленькими кусочками.

Даже если завязка присутствует, то автор не всегда указывает мотив поведения главного героя. В мировой литературе полно примеров, когда читатель буквально до последней страницы гадает, ну на кой чёрт главный герой полез в самый центр мирового заговора, когда у него и так есть великолепный дом, красавица жена и любимая высокооплачиваемая работа?

В этом случае мотив поведения главного героя становится частью основной интриги произведения. Кроме желания узнать, а чем оно закончится, читатель жаждет получить ответ на вопрос «какого чёрта»? И этот ответ обязательно должен быть получен хотя бы на самой последней странице.

Если в начале художественного произведения мотив не озвучен, то это не значит, будто им можно пренебречь и придумать что-нибудь на последней странице. Ни в коем случае! Автор должен и обязан знать, что движет главным героем, на кой ляд он покинул уютный дом и пустился в далёкое путешествие. Иначе поступки и решения главного героя не будут укладываться в единую логическую канву повествования. Не говоря уже о том, что мотив должен быть весомым и правдоподобным, иначе вместо удовольствия в момент разгадки читатель разочаровано крякнет и в раздражении захлопнет книгу.

Кульминация, по идее, должна быть ближе к концу повествования, а то и в самом конце. Не часто, но бывает, что книга начинается прямо с неё.

Можно и так, только в этом случае выкладывать кульминацию целиком и полностью не стоит. Как правило, автор показывает самое начало кульминации, до самого важного ключевого момента. Очень желательно, чтобы точка высшего напряжения была необычной, странной, вызывала удивление и непонимание. Иначе говоря, кульминация в самом начале повествования задаёт основную интригу произведения и является её важной частью.

Количество возможных вариантов «перестановки слагаемых» великое множество. Не будут углубляться в причины, по которым авторы решаются нарушить классическую компоновку сюжета. Отмечу другое.

Классическую компоновку можно сравнить со строительством дома: котлован, фундамент, этажи, крыша. Схема простая и эффективная. Если речь идёт о сарае или небольшом приусадебном домике, то можно обойтись без чертежей, то есть, без предварительного моделирования сюжета.

Любая перестановка вызывает трудности. Можно, конечно, сперва построить стены, а лишь затем фундамент и крышу. Только в этом случае обойтись без чертежей и предварительного планирования будет гораздо сложнее, проблематичней. Если стены окажутся шире фундамента, то фундамент придётся переделывать, а сдвинутая накребень крыша вряд ли вызовет восторг у читателей.

Чем больше отличий от классической компоновки, тем больше времени придётся потратить автору на предварительное планирование. В самом начале всё равно смоделировать базовые элементы сюжета в классическом порядке и лишь после грамотно перемешать их. Насколько мне известно, далеко не всем авторам нравится возиться с синопсисами, предварительной разбивкой эпизодов и тем паче с пошаговым планом. Однако для грамотной, качественно и сложной «перестановки слагаемых» без них не обойтись. В противном случае ещё больше времени уйдёт на редактирование и правку уже написанного.

Заключение.

Как легковой автомобиль не может обойтись без колёс, а птица без крыльев, так и художественное произведение не может обойтись без стазиса, завязки и прочих базовых элементов классической компоновки сюжета. Она не блажь, не чья-то выдумка, а наиболее оптимальная конструкция, закономерный результат многовекового труда тысяч и тысяч писателей. Без знания базовых элементов сюжета, их взаимосвязей, написать хорошее и качественное произведение невозможно. Изобретать велосипед еще глупее.

Разрешите напомнить ещё раз: более подробно и обстоятельно о классической компоновке сюжета можно прочитать в книге Найджела Воттса «Как написать повесть».

 

Волков Олег.

09.07.2018 / Моделирование, сюжет. / Теги:
Похожие записи

Добавить комментарий

Рубрики
Календарь.
Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Последние комментарии.